Русская опера

В русской музыке, куда ни глянь – сюрпризы, белые пятна, неизвестные сочинения либо легенды, не соответствующие никаким фактам. Вот несколько моих статей на эту тему.

Верстовский – совершенно забытый русский композитор. Как будто его и не было. Или как будто у нас сотни тысяч композиторов-классиков – одним больше, одним меньше… Существуют абсолютно выдающиеся произведения, из которых сегодня невозможно услышать ни единого такта, и ноты которых абсолютно недоступны. Об одном из них – статья в сборнике "Россия и славянский мир. История, язык, культура" (2008, по материалам Международной конференции в Коломне "Славянский мир: общность и многообразие"). В электронной версии возвращаю Кикиморе пол, при публикации изменный корректором на противоположный:

"Образы славянской мифологии в опере А.Н. Верстовского 'Чурова долина'"

http://narod.ru/disk/63884950001.d1816830aa72d82a128ac6da100ea769/Churova_dolina.rtf.html 

Как известно, в "Могучей кучке" "итальянщину" полагалось презирать. Это мы так думаем. Как было на самом деле – в статье

"От 'Mialetizia' к 'Князю Игорю': итальянская романтическая опера в жизни А.П.Бородина"

http://www.vestnikram.ru/file/bulycheva_1-12.pdf

Мусоргского часто сравнивают с Глюком - великим реформатором оперы. Но есть ли хоть один случай прямого влияния музыки Глюка на музыку Мусоргского? Есть. Мусоргский не мог его избежать после того, как прочел в воспоминаниях Дубровского о Глинке, который слушал хор эвменид из "Ифигении в Тавриде" и плакал:

http://imti.sias.ru/2015-13/

Мусоргский и Берлиоз - две истории о "царе Ироде":

http://conservatory.ru/node/2827

Опера "Повесть о настоящем человеке" написана Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, в общем-то, не так давно. Но издана (посмертно) с колоссальными отличиями от авторской версии. Впрочем, такова судьба очень многих произведений Прокофьева… Вот статья из сборника "Сергей Прокофьев. Письма, воспоминания, статьи" (2007):

"Подлинная биография 'Повести о настоящем человеке': история создания, восприятие, интерпретация"

http://narod.ru/disk/63885003001.57b8c663b0d707ff52011ae85724be82/Povest.doc.html 

Из 5 (пяти!) серьезных опер Александра Александровича Алябьева не звучит ни единого отрывка, ни одна никогда не ставилась, а среди них есть очень любопытные. 2 декабря 2012 года Праздничный хор Свято-Данилова монастыря под управлением Георгия Сафонова впервые исполнил Хор воинов из оперы "Эдвин и Оскар". Мировая премьера состоялась в зале Российской государственной библиотеки на заключительном концерте Всероссийского фестиваля, посвященного 225-летию со дня рождения Алябьева и 200-летию Отечественной войны 1812 года. Также прозвучала алябьевская версия гимна "Боже, царя храни".

Подробнее об опере "Эдвин и Оскар":

http://www.rusbass.ru/aa-kstol-2-bulycheva.html 

С легкой музыкой приключений не меньше. История первой из четырех оперетт Георгия Васильевича Свиридова "Настоящий жених" (самой яркой по музыке, но никогда еще не звучавшей) – в статье из журнала "OperettaLand":

"В поисках счастливого финала"

http://narod.ru/disk/63985044001.7a4463670c4115f1aac3d75ffefe8313/neizwestnaya_operetta.rtf.html